Главная | Строительство | Гонки | Статьи | Фотографии | А это Мы | Гостевая
 

Собака лает, а караван идет.
(Восточная мудрость)

«Блестящее» предложение об организации дивизиона «русский круйзер» имеет один, но очень существенный недостаток – отсутствует требование о том, что всё на лодке должно быть отечественным – и дельные вещи, и непромоканцы, и рулевые. А гальюны русские бывают только с торфяным наполнителем. Но это не существенно улучшает их гоночные качества.

Рискну еще сообщить свое мнение по данному вопросу.

Правила и общие соображения.

1. Вопрос инициирован Андреем Масловым для того, чтобы насолить владельцам яхт проекта «Сильвер», которые имеют наглость не только иметь собственное мнение, но и его высказывать. Это прекрасно видно из его дальнейших высказываний и предыдущих совершенно позорных действий с бойкотом «Псковской регаты» и подставой её организаторов в Кубке Европы.

2. Образование четвертого дивизиона не увеличит массовость и не поднимет уровень гонок. Старые яхты, якобы ради которых все это затевается, быстро физически износятся, а нормальные активные гонщики на дровах гоняться не будут в силу того, что просто уважают себя по-настоящему.

3. Необходимо совершенно прекратить бабские причитания о духе правил и начать применять их буквально, пункт за пунктом.

4. Нужно немедленно отделить мух от котлет и не смешивать понятия «категория плавания» и «степень подготовленности яхты к гонке». Яхта по снабжению и конструкции должна удовлетворять Спецправилам ORC для гонок той категории, в которой участвует. Совершенно недопустимо гонять Прото на 180 миль по Ладоге, но и абсолютно глупо требовать спасплоты и таранные переборки у лодок, всю жизнь гоняющихся на Останкинском пруду. Обязательное снабжение и оборудование – это дело мерительного комитета регаты и ГИМС, а не предмет для базарного разговора. Обсуждать тут нечего – надо выполнять. Установка же дополнительного оборудования – личное дело каждого, только установив фарфоровый унитаз, не надо пытаться заставить это делать других, изменяя правила под каждую очередную модель горшка.

5. Правил класса «Микро» алогичны в смысле разделения яхт на дивизионы и, одновременно, гонок в общем зачете. Так как ставят Прото в заведомо выгодные условия, несмотря на декларацию противоположного. Но тем не менее, нужно либо выходить с предложениями об их изменениями в официальном порядке, либо просто принимать их как данность. «Русский путь» как правило оказывается тупиком. Постоянную грызню по изменению правил в угоду отдельным гонщикам или производителям мы видим в классе «Open 800». Люди, вы совершенно не понимаете своего счастья в виде Правил, не зависящих от самих гонщиков!!!

6. Еще менее продумано в правилах определение серийности. Слова «строго идентична» несут за собой не более 15 байт информации, но зато позволяют разгуляться фантазии не меньше, чем мини-юбка или знаменитая 58-я статья. Образец «подробной спецификации» в Правилах отсутствует, что является весьма серьезной недоработкой. Все ссылки на изменения, «которые считаются улучшающими гоночные качества или нет» бесполезны, так как все это жутко субъективно. Ни контролируемые величины, ни допустимые диапазоны не указаны. «Микро» не может быть ни строгим, ни продукционным монотипом, так как разрешены и «индивидуальная постройка по чертежам», и «изготовление на заказ спортсмена». У каждого человека свой взгляд на улучшение ходовых качеств, а официальный взгляд технического комитета должен быть изложен в приложении к правилам. До тех пор, пока этого нет, будет существовать полный произвол. В данной ситуации разумно придерживаться той позиции, что идентичными должны быть обводы корпуса, а все остальное должно соответствовать Правилам класса, но может изменяться спортсменом или изготовителем в рамках этих правил. А то дойдет до того, что цвет корпуса и форма иллюминаторов должны быть «строго идентичны».

Лодки «Сильвер» и другие.

1. Яхты проекта «Сильвер», которые мы строим, действительно спроектированы для гонок, но полностью удовлетворяют требованиям дивизиона «Круйзёр». Лодка очень быстроходная, что подтвердила блестящая победа Жени Увена и Гены Свистунова на Чемпионате Мира. Жаль только, что не все обрадовались этой победе.

2. Вес, начальная остойчивость и непотопляемость яхты находятся внутри требуемых Правилами диапазонов и близки к предельным значениям. Другого трудно ожидать от грамотно спроектированной яхты. Не хочу сказать, что другие лодки, например «Рикошеты» нарисованы неграмотно, просто в то время, когда они проектировались не были доступны нормальные конструкционные материалы, а сделать «Микро» весом в 560 кг из смолы НПС-609м и отечественных стекломатов просто равносильно ее убийству за три года. Все отмечают, что новые «Рикошеты» быстрее старых - так вот из-за этого, в основном.

3. Голословное утверждение г-на Маслова о том, что яхты «Эгоист» и «Сильвер винд» не обладают нужной начальной остойчивостью вследствие того, что легче яхты «Безо» абсолютно не соответствуют действительности и свидетельствуют лишь о некомпетентности и бессовестности самого г-на Маслова.

Дело в том, что яхта «Безо» действительно имеет вес ок. 600 кг, однако это вызвано перетяжелением палубы и надводного борта вследствие применения на указанных частях монолитного стеклопластика вместо запроектированного сэндвича (для непонятливых – ну не было у человека на тот момент денег на дорогущий пенопласт). Такое утяжеление неизбежно привело к повышению ЦТ корпуса и к уменьшению начальной поперечной метацентрической высоты, что еще более усугубилось применением несколько более тяжелой мачты. Тем не менее яхта прошла самый строгий обмер господами де Труа и Алексеевым, с некоторым запасом. После этого у меня нет никаких сомнений в остойчивости всех остальных яхт, что и будет подтверждено на первом же контрольном обмере сезона 2008 года. Попутно замечу, что изготовление лодок «на заказ по требованию гонщика» впрямую разрешено в Правилах.

В то же время, монотипность тех же «Рикошетов» не более чем мыльный пузырь. Их клепали все кому не лень, совершенно без разбора и должного надзора в те дикие времена, когда толщина оболочки определялась не только кошельком заказчика, но и жадностью производителя. Лично я знаю яхты одинаковые по виду, но различающиеся по массе корпуса вдвое! И они будут гоняться в одном дивизионе при любых правилах и дополнениях. На фоне этого наши 8% в плюс выглядят детской игрой в крысу.

4. Нужное для серийности количество яхт будет достигнуто в июне 2008 года. Хотя временный статус может быть и продлен еще на год. Столь медленная динамика роста объясняется не столько возможностью производителя, сколько отсутствием широкого спроса, который к тому же тормозится безответственными заявлениями, нерациональными действиями и глупыми советами некоторых официальных деятелей. Конечно, наши производственные возможности значительно уступают Спрею или СПЭВу, но 10 – 12 комплектных лодок в год, мы произвести сумеем. А желания жестко конкурировать с кем бы то ни было, у нас нет. Мы просто любим строить хорошие лодки и с удовольствием это делаем.

5. Некоторые различия построенных нами яхт объясняются, прежде всего, вкусами заказчиков и поискам наиболее оптимальных решений, в том числе и финансовых. Я не вижу ничего плохого в том, чтобы поворачиваться лицом к каждому конкретному человеку. В конце концов, их у нас не так много и они все хорошие парни. Любому умному и непредвзятому человеку совершенно ясно, что это различия несущественны для ходовых качеств яхт, как того и требуют Правила.

6. Фирма «Аквапластика» в состоянии производить яхты полностью укомплектованными, однако до сих пор все наши заказчики предпочитали строить корпуса и оснащать их самостоятельно. Я объясняю это только тем, что они – понимающие толк и имеющие вкус гонщики, а не люди, впервые пришедшие в парусный спорт и выбирающие яхту по цвету матрацев. Общемировая практика строительства малых яхт как раз и свидетельствует о том, что яхтсмен, заботящийся о ходовых качествах своей яхты, заказывает все «под себя» в разных местах, если это позволено Правилами. Лично я поддерживаю специализацию с кооперацией, так как это позволяет повысить гоночный потенциал лодок и сэкономить немало средств заказчиков.

7. Кстати говоря, гоночный потенциал яхт проекта «Сильвер» действительно просто фантастический. Впервые в России спроектирована и построена яхта мирового уровня, и я этим горжусь. Количество же злобных завистников меня не удивляет, но огорчает. И это вместо того, чтобы сообща радоваться тому, что флот обновляется, и наши люди поднимаются все выше в мировых рейтингах. Ведь все равно ни один из крикунов, затеявших всю эту бучу не в состоянии выиграть даже на лодке экстра-класса. Так чего шум то поднимать? Конечно, нужно поощрять и начинающих и пожилых гонщиков и участие старых лодок, но все это можно сделать аккуратно и неоскорбительно ни для кого. Просто учредить специальные призы на регатах, как это принято во всем мире во всех видах спорта. И без всяких дивизионов людям приятно будет.

О безопасности и комфорте.

1. Комфорт – понятие сугубо индивидуальное и в большей степени зависит от размера яхты. Я в гонке провожу 18-20 часов времени на палубе, поэтому для меня комфорт-это удобное расположение палубного оборудования и не лежащая на руле яхта. А владельцы «Баварий» и «Свонов» смотрят на нас, в смысле комфорта, как на амеб.

2. Наличие двигателя на яхте является, прежде всего, средством обеспечения безопасности и должно определяться категорией плавания. Увеличение же комфорта посредством усиления запаха бензина доступно не всем. Я лично этого не понимаю, и хожу без мотора, но у каждого свой вруб.

3. Бездумно загруженные до 900 кг всяким барахлом яхты элементарно не соответствуют требованиям плавучести и их кичащиеся «круйзингом» горе-капитаны подвергают опасности членов своей семьи.

4. Мореходность яхты больше зависит не от начальной остойчивости, а от конечной. «Сильверы в этом смысле дают всем 100 очков форы, так как ни одна другая микруха 23 кг на топе не выдержит. На этой лодке я свободно на Ладогу пойду в любой ветер.

5. Новая редакция Спецправил ORC предписывает устанавливать газовые баллоны объемом более 2 литров в герметичных отсеках, открывающихся наружу. Так что как раз альпинистская горелка с литровым баллоном и является соответствующей Правилам. А так ее высмеивающие владельцы «настоящих» двухконфорочников с 5-ти литровыми баллонами элементарно нарушают Правила.

Ну вот и все по существу. Призываю активных гонщиков к спокойствию. Хотят «русские круйзеры» гоняться отдельно- пусть самоорганизуются, но прав Анатолий, криками все началось, криками и закончится. Нам в этом смысле даже ничего делать не надо. В общем:
«надо только выучиться ждать,
надо быть спокойным и упрямым,
чтоб порой от жизни получать
радости скупые телеграммы.»

Спасибо за внимание,

Сергей Оверкин