Главная | Строительство | Гонки | Статьи | Фотографии | А это Мы | Гостевая
 

Ветер

Все началось с капли. Той самой пресловутой последней капли, переполнившей чашу моего терпения. В очередной раз, составляя ремонтную ведомость на свой "Корсар" (СТ-25 1986 года постройки) , я вдруг обнаружил, что хочу новую лодку. Сам от себя был в ужасе - как можно бросить лодку, на которой только что выиграл классные гонки четвертьтонников на Онеге? Но уж очень захотелось что-то новенькое. И дело было не столько в затратах на ремонт, хотя и они были не маленькие, просто не было удовлетворения результатами своих усилий. Только вот что новенькое-то?

Самым трудным оказалось осознать свои желания. Борьба меня с собой продолжалась немногим более полутора лет, но зато все встало на свои места. Попробую еще раз разложить мысли ( не только свои ) по полочкам. Готовы? Поехали!

Назначение. Гонки, круизы, дневные выходы и катания по Псковскому, Чудскому, Онежскому и Ладожскому озерам и Финскому заливу. По моим представлениям новая яхта должна была продолжить знаменитую линию: шхерный крейсер - "Фолькбот" - четвертьтонник.

Главные размерения. 7 - 8 метров - самый оптимальный размер. Конечно, большие лодки предоставляют больший комфорт экипажу, но совсем не позволяют легко транспортировать яхту. Для моего родного Пскова изоляция от главных водных путей страны - основная проблема ( и не только яхтенная ). Кроме того, стоимость строительства и обслуживания яхты определяются кубом длины. Простая, неточная, но очень суровая арифметика!

Швертбот или килевая? Условия судоходства на Псковско-Чудском озере определили наибольшую осадку в 1.5 - 1.6 метра. Были мысли пойти по очень модному пути и построить швертбот или трейлерный компромисс, но приобретение джипа с мощным двигателем в ближайшее время не предвиделось, а за простой легковушкой полуторатонный прицеп далеко не утянешь. С другой стороны, для доставки яхты на Онегу или Ладогу нет проблем найти задешево "газон" или "бычок". В итоге вопрос решился в пользу более мореходной, надежной и простой по конструкции килевой яхты.

Материал. Тут вопросов не было - стеклопластик. Легок, прочен, долговечен, тем более, есть солидный опыт работы с этим материалом. Другие варианты не рассматривались.

Вооружение. Основной девиз - простота, обеспечивающая надежность. Никакой экстремальности. Глядя на фотографию "Mumm-30", я плакал слезами умиления - ну как у них лодка просто вооружена, как будто для людей старались, а не для наживы - вот бы и нам так все не усложнять. Тем более, что 4 - 5 экспертов даже на гонки не всегда собираются, а яхта предполагалась многоцелевой. Четвертые краспицы, бакштаги, двойные рули и прочие там сквозные латы были объявлены вне закона.

Обитаемость. Требования спартанские - 4 постоянные койки, камбуз, стол, рундуки и полки. Задача состязания в роскоши с яхтой Вандербильта не ставилась.

Обводы. Это была самая большая проблема до тех пор, пока судьба не свела меня с молодыми талантливыми питерскими конструкторами Андреем Косоротовым и Михаилом Матаруевым. Буквально за просто так они выдали мне болван корпуса, просто идеально подходившего под мои задачи. Оставалось немного - идеи воплотить в жизнь.

Кстати, об идеях. Они оказались настолько простыми и понятными, что поделившись ими со своими друзьями, я тут же нашел двух единомышленников. Причем это оказались не безлошадные матросы, а капитаны двух наших лучших четвертьтонников. Теперь у нас уже была команда, и надо было сделать три абсолютно одинаковые яхты для более интересных гонок. Естественно претерпела изменения и технология - для обеспечения идентичности и снижения общих трудозатрат потребовалось изготовить комплект стеклопластиковых матриц. Так яхта окончательно и выкристаллизовалась - недорогой, надежный, простой килевой монотип.

Ни у кого не возникло ощущение дежа-вю? Правильно, все в точности повторяет ход мыслей идеологов проекта "Гран Мистраль", разумеется, с соблюдением масштаба. Забегая вперед, скажу, что наша яхта получилась настолько похожей на самый большой монотип в мире, что кажется просто моделью 1:3! Честное слово, никто этого не добивался, просто так вышло. Ну а как получилось - смотрите сами.

Корпус. Корпус яхты построен из стеклопластика методом контактного формования в матрицах. Обшивка представляет собой монолитный ламинат, изготовленный из полиэфирной смолы "Norpol", стекломатериалов "Vertex" и поликоров "U-pica". Высокое качество этих уважаемых во всем мире материалов и строгое соблюдение технологических требований позволяет надеяться на долгий ( 20-30 лет ) срок службы корпуса без так хорошо знакомых отечественным яхтсменам проблем с осмосом и потерей прочности стеклопластика. От использования сэндвичевых оболочек мы отказались ввиду их низкой надежности в наших условиях эксплуатации - пять месяцев непрерывного нахождения на воде и три-четыре месяца отрицательных температур неизбежно приведут к расслоению обшивки уже через два-три сезона.

Отсутствие в ламинате кевлара и углеволокна тоже объясняется просто - их применение значительно увеличило бы стоимость постройки. В результате яхта получилась на 100-150 кг тяжелее своих зарубежных аналогов, но зато в 2-3 раза дешевле и значительно надежнее и проще в эксплуатации. Испытания в самых различных ветровых условиях подтвердили наши расчеты: не было обнаружено абсолютно никаких поломок, деформаций или трещин конструктивных элементов яхты.

Вооружение. После долгих поисков и недолгих раздумий решено было оснастить яхту традиционной алюминиевой мачтой. К сожалению, основной особенностью отечественных углепластиковых мачт является не их малый вес, а удивительно гармоничное сочетание низкой надежности и высокой стоимости, что и определило наш выбор. На "Ветре" использован каплевидный профиль 130х80х2,5 из сплава АД-31, для мачт следующих яхта предполагается применять профиль 118х80х2 из импортного сплава 6063F25, имеющий меньший вес при более высокой прочности.

Прелесть оснастки, однако, совсем в другом. Отход от принципов IOR позволил нам отказаться от генуи с большим перекрытием грота, отодвинуть вантпутенсы в корму на 250 мм и убрать бакштаги. Оснастка 7/8 позволяет при усилении ветра одновременно уплощать грот и уменьшать прогиб штага. Именно такое вооружение применяется на большинстве современных яхт близких нам размерений, включая такие настоящие хиты, как "Melges-24", "Mumm-30" и "Beneteau-25". Слава Богу, хоть здесь не пришлось открывать Америку.

Обитаемость. Объем внутренних помещений позволяет нормально существовать экипажу из четырех - пяти человек, способных на пару недель обойтись без телевизора, микроволновки, горячей ванны и туалета с теплым полом. Апологетам этих благ цивилизации рекомендуется утешать себя мыслью, что в жизни всегда есть место подвигу или терпеливо ждать то светлое время, когда наши водоемы покроются густой сетью марин с комфортабельными отелями и кемпингами. Стол, камбуз в кардановом подвесе, полки для личных вещей и штурманских инструментов, рундуки для запасов и обязательного снабжения у нас есть - и этого вполне хватает для непродолжительного семейного плавания или участия в наших самых популярных регатах. После "полариса" или "регатника" непривычно лишь то, что когда кок готовит обед, а штурман работает с GPS-кой, внутри еще остается место для отдыха остальной команды, а пообедать в каюте одновременно могут экипажи двух яхт. Честно говоря, очень весело и не тесно.

Практическая проверка. Испытания "Ветра" на воде обозначили только одну значительную проблему: экипажи соседних яхт, отчаявшись найти в новой лодке хоть какой-нибудь существенный недостаток, провожали каждый наш выход откровенно завистливыми взглядами. Ну а если серьезно, то первые же мили полностью подтвердили конструкторские расчеты. Ничего серьезного не придется менять или исправлять. Лучше всего говорит об этом мой список подготовки к следующему сезону, состоящий, в основном, из оборудования спальных мест и размещения предметов снабжения, обязательных для гонок 3-й категории. Несколько особняком стоит здесь изготовление стокилограммового бульба, который конструкторы изначально планировали, а строители вовремя на изготовили. В результате яхта имела крен на 5-7? больше запланированного со всем вытекающим ухудшением скоростного потенциала. ( Каюсь, проволочка была вызвана моим желанием вообще не устанавливать бульб, но так как глазомер проиграл математике, то теперь себе я верю гораздо меньше, чем Архимеду и Косоротову.)

Самое удивительное, что все участники испытательных выходов нашли в яхте что-то приятное лично для себя. Конструкторы - точное воплощение своих замыслов, матросы - удобство работы в просторном кокпите и простоту оснастки, любители круизов - надежность яхты и возможность вдоволь повозиться над улучшением внутренней планировки, благо места для этого вполне достаточно. Что касается впечатлений рулевого, то могу рассказать о своих наблюдениях подробнее. Добросовестно отрулив несколько тысяч миль на СТ-25, я уже подзабыл, что есть лодки, которые не лежат на руле при крене до 30?, поэтому управление двумя пальчиками было первым приятным открытием. Яхта очень хорошо слушается руля во всех условиях, динамична и устойчива на курсе. Скорость на галфвинде очень впечатляет еще и тем, что яхта идет легко, без малейшего напряжения. Под спинакером мы неоднократно обгоняли волну, что потребовало несколько иной техники управления, знакомой большинству рулевых легких глиссирующих швертботов. Отсутствие бакштагов и генуи значительно облегчает повороты, а если учесть и то, что "Ветер" хорошо идет под одним гротом, однодневные прогулки с одним-двумя яхтсменами и несколькими "чайниками" не становятся для последних боевым крещением. В общем, восторг от управления превзошел все ожидания!

Гонки. Первых гонок все ждали с большим нетерпением. Никто не сомневался в отличных скоростных качествах новичка, но было интересно узнать насколько же "Ветер" будет обгонять такие родные и привычные четвертьтонники ( других серьезных соперников у нас на водоеме просто нет ). Прогнозы строились разные, но самый фантастический сделал гоночный комитет, милостиво "разрешивший" нам привозить четвертушкам не меньше 15 минут в час. Гордость за то, что нас поставили впереди "Интерлопера" заставляла работать с удвоенной силой, хотя было понятно, что такие гонки проиграны еще до старта. Как бы то ни было, к моменту финиша победителей наш экипаж успевал поужинать, хотя для десерта времени было маловато. Сухая же статистика выглядит примерно так: новая яхта имеет значительное ( в среднем на 8-10% ) преимущество на всех курсах при любом ветре. Наибольшая разница в скорости наблюдается на галфвинде-полном бейдевинде в средний и сильный ветер и на фордевинде-бакштаге в слабый. В этих условиях мы легко шли на узел-полтора быстрее конкурентов. В лавировку "Ветер" идет на 2-3? полнее, но несколько быстрее четвертьтонника, что в итоге дает преимущество примерно 3-4% скорости продвижения против ветра. Прогиб штага не превышает обычных значений, полностью контролируется и не оказывает заметного влияния на ход яхты. Узкий стаксель практически не задувает в грот и не портит его форму. На полных курсах мы ставили традиционный спинакер с гиком, а в будущем сезоне хотим попробовать генакер с бушпритом.

Статистики пока маловато, но есть твердое подсознательное ощущение, что мы далеко не выжали из новой яхты все, на что она способна. Надеюсь, что это получится в следующем году.

И, наконец о самом главном, Примерно через месяц после спуска "Ветра" на воду на меня вдруг снизошло какое-то удивительное спокойствие и уверенность, что три последних года, полные сомнений, исканий, размышлений и тяжелой работы, прошли не зря. Я получил не просто ту лодку, которую хотел, а даже немножко больше - настоящего надежного и верного друга, общение с которым всегда доставляет только радость.

Основные данные. Длина наибольшая 8,04 м. Ширина наибольшая 2.56 м. Осадка 1.53 м Водоизмещение порожнем 1300 кг. Площадь парусности : грот 22 кв. м стаксель 14 кв. м спинакер 40 кв.м Экипаж 4-5 чел.

С уважением к читателям и издателям, Сергей Оверкин